«Я исследователь»

Перейти в «Исследовательская деятельность»

РАСТИМ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Суворова О.А.,
заместитель директора по учебной работе,
ГУО «Средняя школа №21 г. Могилёва»

Современный процесс развития начальной школы характеризуется ломкой традиционных форм, методов, подходов к обучению. Современные тенденции диктуют настоятельную необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе, которое призвано гарантировать право на качественное образование каждому ребенку, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития.

Многочисленными исследованиями в области педагогики и психологии доказано, что именно исследовательская деятельность в наибольшей степени развивает способность человека мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. Интенсивное развитие интеллекта происходит главным образом на ранних этапах становления личности: к шести годам – более чем на треть, к восьми – наполовину, а к двенадцати годам – на три четверти. Поэтому именно на первой ступени обучения необходимо активно приобщать школьников к исследовательской деятельности.

Предпосылкой формирования исследовательской деятельности является способность мышления давать ответы, далеко отклоняющиеся по степени оригинальности, нестандартности, неожиданности от других (стандартных) решений.

16 декабря 2017 года конференция единомышленников «Растим исследователя» собрала педагогов, учащихся и их родителей, обладающих гибкостью, оригинальностью, беглостью, глубиной и подвижностью мышления, способных увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как видели раньше.

Это очень интересно, от кого бежит река,
Это очень интересно, что в трамвае дребезжит?
Отчего скворец поет? Почему медведь ревет?
Почему один в берлоге, а другой в гнезде живет?

Это очень интересно, кто деревья посадил?
Кто придумал крокодилу это слово «крокодил»?
Кто назвал слона слоном, это очень интересно?
Кто сазану и фазану дал такие имена?

Это очень интересно, почему молчит коза?
Это очень интересно, в барабан ли бьет гроза?
Это, это же чудесно, что у всех, у всех людей,
И у всех, у всех детей на лице живут глаза!

Вступая в ряды юных исследователей, ребята дали клятву:
— с огоньком служить науке;
— всемерно упражнять и голову, и руки;
— не сдаваться и искать;
— силу знаний умножать;
— с неизвестным не мириться;
— заниматься с интересом;
— непрерывно открывать,
— непрерывно узнавать;
— перед трудностью нигде и ни в чём не уступать.

Исследователям были вручены памятные значки.

На конференции был представлен новый Президент детского научного общества «Эврика» — Киреенков Родион, учащийся 2 «Б» класса и его предвыборная программа.

А притча «Крылья» Ш.А. Амонашвили помогла педагогам осознать, что ребят, собравшихся на конференции, они постараются взрастить крылатыми…

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
– Верно! – удивился человек.
– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо. Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо. Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель. Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ… Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– Меня больше радуют твои перышки…
Безусловно, для развития исследовательских способностей, нужен творчески работающий учитель с тьюторской позицией, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и, обладающий определёнными знаниями по организации проектной и исследовательской деятельности.

     

Выборы президента ДНО «Эврика»