Советы учителя-дефектолога

Речевые нарушения детей: явные и скрытые.

При поступлении в школу остро встает вопрос о значении фонетически правильной речи.
  1. в школе ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса;
  2. читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро);
  3. особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди слабоуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по русскому языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами.

Рисунок3Самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку, оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.

Ребенка, неправильно выговаривающего звуки, в детском коллективе часто передразнивают, что создает дополнительные психологические проблемы, которых можно избежать, вовремя поставив ему правильное произношение.

Нарушение звукопроизношения говорит и о том, что у ребенка есть отклонения в развитии некоторых психических функций (например, внимания, слухового восприятия и памяти, самоконтроля).


 

Рисунок2После 5 лет ребенок сам, без специальных логопедических занятий, научиться произносить звуки правильно уже не может.

В дальнейшем у него будет, скорее всего, сохраняться дефектное произношение тех звуков, которые он сейчас не выговаривает.

Если же у вашего ребенка дефекты произношения звуков исправлены недавно (не более чем полгода назад) — скорее всего произносительные навыки у него недостаточно прочны, и ему необходимы занятия с учителем-дефектологом, так как даже исправленное после 5 лет звукопроизношение может оставлять после себя такие распространенные сейчас осложнения, как нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия).

 

 

Рисунок4Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящие-свистящие, звонкие-глухие, твердыемягкие, соноры:  р — л).

Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (бочка-почка).

Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии).

 

Рисунок5Наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи).

Дети с ОНР испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по русскому языку и другим предметам.

У таких детей произношение звуков часто бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен,

грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками: самостоятельное высказывание в пределах обиходно-бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических  и  орфографических ошибок.

 

[notice]

Основная задача родителей

 — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы своевременно начать логопедическую работу с ним, предотвратив трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

[pullquote align=»left|center|right» textalign=»left|center|right» width=»100%»]Чем раньше начата коррекция, тем лучше ее результат![/pullquote]

[/notice]