История школы

«Если не можешь быть широкой дорогой – будь тропинкой, если не можешь быть солнцем – будь звездочкой для своего ученика» – таково педагогическое кредо наших учителей. Учащиеся школы очень разные, поэтому педагогический коллектив стремится в каждом ученике увидеть личность с ее возможностями и способностями.

История учебного заведения началась в 1965 году, тогда проектная мощность была рассчитана на 965 учащихся. В апреле учреждение образование отметит 50-летний юбилей. Для школы – это особый возраст, когда уже обретен свой неповторимый облик, сформирован характер, который можно назвать душой, а точнее духом школы. Сегодня – это школа новых возможностей, школа поиска, школа достижений, имеющая положительный имидж и огромную популярность в городе.

На протяжении нескольких лет учебное заведение по итогам подготовки к началу учебного года занимает призовые места как в районе, так и в городе. За достигнутые высокие показатели в развитии образования города Могилева три последних года среди учреждений общего среднего образования школа занимает 3-е место.

На данный момент у нас 1516 учащихся. Организована работа классов совместного обучения с Могилевским государственным областным лицеем № 3 (8 и 9 классы) и классов на повышенном уровне изучения учебных предметов физико-математической и химико-биологической направленности (10 и 11 классы).

Ресурсы школьного информационного пространства включают доступ к глобальной сети Интернет, локальную внутреннюю сеть, школьный сайт (http://sosh21.mogilev.by/), сайт «Виртуальный методический кабинет» (http://mksosh21.mogilev.by/), 2 компьютерных класса, информационно-библиотечный центр, где создана видеотека фильмов учебной и воспитательной направленности, составлены списки-путеводители по предметным сайтам, собраны программные продукты для обеспечения эффективной деятельности педагогов. Функционирует методический кабинет, содержащий научно-методические разработки и информационные материалы по вопросам организации методической работы с педагогическими кадрами, по информатизации образования, компьютерную технику.

В нынешних условиях в нашей школе серьезные требования предъявляются к личности педагога: это и профессиональная компетентность, и педагогический талант, и безукоризненное знание своего предмета, а также высокий уровень самообразования и саморазвития, умение вдохновлять учащихся на творчество, постоянный поиск перспективных методов и приемов обучения, увлеченность и неординарность. Педагогический коллектив учителей сегодня – это 104 педагога, из которых высшую квалификационную категорию имеют 44 человека, первую 39, вторую – 17, 4 учителя не имеют квалификационной категории; основу педагогического коллектива 63 учителя – опытные высококвалифицированные педагоги с педагогическим стажем от 15 лет и выше; 33 учителя имеют сертификаты пользователя информационных технологий в образовании.

В районном конкурсе «Лучший по профессии» победителями стали Л. А. Борисенко – учитель трудового обучения (2004 г.); Т. Р. Веко – учитель истории (2006 г.), В. В. Игнатенко – учитель трудового обучения (2010 г.), он также удостоен премии из специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов; И. О. Адиянова – учитель белорусского языка и литературы (2014 г.).

Результативно участие педагогов школы в профессиональных конкурсах различного уровня. Так, победителями международного фестиваля «Педагогическая весна–2013» в номинации «Творческий поиск» стали учителя-дефектологи Е. М. Судак, И. А. Олихвер. По результатам областного конкурса методических разработок, посвященных 100-летию со дня рождения А. А. Кулешова учителя школы удостоены 7 дипломов. Лауреатами районного, городского и областного этапов профессиональных конкурсов стали Т. Л. Веневцева – «Учитель года–2010»; Н. В. Морозова – «Образование–2012», «Учитель года–2012»; И. О. Адиянова – «Образование–2013», «Учитель года–2013»).

Учитель начальных классов И. Н. Валуева является победителем областного этапа республиканской акции «Олимпизм и молодежь» в конкурсе «Лучший олимпийский урок «О, спорт! Ты – радость!», а учитель физической культуры О. Г. Констанчук награжден дипломом ІІ степени в конкурсе «Лучший олимпийский урок «Беларусь спортивная». Педагог социальный Л. А. Моисеева в областном конкурсе на лучший проект по организации шестого школьного дня в номинации «Здоровье – это здорово» заняла 2 место. Лауреатом районного конкурса на лучший образовательный проект «Как учить успешно» стала учитель русского языка и литературы О. М. Левшукова.

Благодаря сетевому взаимодействию педагоги школы имеют возможность участвовать в разнообразных интернет-мероприятиях различного уровня.

Гордость школы – ее ученик

Сегодня школа дала путевку в жизнь почти 50 тысячам своих выпускников. Среди них – известные ученые

В. А. Юревич – доктор физико-математических наук, профессор МГУ им. А. А. Кулешова, А. М. Сазонова – декан факультета политологии и социологии МГУ им. А. А. Кулешова. Нашу школу заканчивали Э. Б. Воропаева – начальник финансового управления Могилевского городского исполнительного комитета, В. А. Матиевич Виктор Аркадьевич – генеральный директор ОАО «Моготекс», И. Дорофеева и И. Афанасьева – певицы, заслуженные артистки Республики Беларусь. В нашей школе училась С. Н. Баитова – советская гимнастка, олимпийская чемпионка 1988 года в командном первенстве, чемпионка мира, неоднократная чемпионка СССР, заслуженный мастер спорта СССР, с 1991 года она работает тренером-преподавателем по хореографии СДЮШОР-6 г. Могилева, в городе проводятся международные соревнования по спортивной гимнастике на Кубок Светланы Баитовой.

Нынешние ученики стараются не отставать от своих предшественников, демонстрируя свои знания и проявляя таланты в учебе, олимпиадном движении, конкурсах, соревнованиях. Об этом свидетельствуют результаты поступления наших выпускников в вузы: на протяжении последних трех лет: около 80 % ребят ежегодно становились студентами.

Так, на втором (районном) этапе республиканской олимпиады по учебным предметам в 2012/2013 учебном году учащиеся завоевали 59 дипломов. В 2013/2014  — 65 дипломом.  А в 2014/2015  учебном году на втором (городском) этапе – 46 дипломов. На третьем (областном) этапе было получено в 2012/2013 учебном году  19 дипломов, в 2013/2014  — 27. В 2012/2013 учебном году на заключительном этапе — 5 дипломов и 3 поощрительных отзыва, в 2013/2014 учебном году – 2 диплома  и 2 поощрительных отзыва.

Результативно участие наших ребят в республиканском конкурсе научно-исследовательских работ: на районном этапе на протяжении трех лет было получено 9 дипломов (русский язык, математика, английский язык, история, биология, обществоведение), на областном – 3 диплома (история, математика, русский язык) – рук. Т. Р. Веко, М. В. Сенокосова, Е. Н. Глазко, Т. М. Слепцова, О. А. Савченко. Учащиеся 3-5 классов  на протяжении двух последующих лет становились победителями районного и городского этапов (рук. Н. В. Розанова, С.Е. Опидович, В.Л. Возмитель) и городского конкурса поисковых, исследовательских и творческих работ детей дошкольного и младшего школьного возраста «На виду у всех» (рук. Е.И. Сушинская, И.Н. Валуева,

Н.В. Розанова). В городском конкурсе творческих работ, посвященном 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова (ноябрь, 2014) учащиеся школы завоевали дипломы I степени, II и ІІІ степени (рук. И. Н. Валуева, Т. Л, Титова, Е.П. Кондукова). Традиционным стало участие наших ребят в интеллектуальных конкурсах по учебным предметам, проводимых Белорусской ассоциацией «Конкурс».

Победа еще больше мобилизует не только самих призеров, но и тех учащихся, чей рейтинг учебных достижений довольно высок, то есть тех, кто вполне может быть конкурентоспособным.

В русле инноваций

Инновационная школа – это своеобразная кузница творческих личностей, способных к серьезным преобразованиям. Такая школа дает возможность ученику не только возможность получить определенный багаж знаний, умений и навыков, но и обеспечивает ему успешную социализацию в обществе, способствует развитию творческих задатков. Инновационный потенциал нашего учебного заведения определяется инновационной восприимчивостью педагогических кадров, их мотивацией и готовностью создавать, осваивать и реализовывать все лучшее и прогрессивное, что есть в педагогической практике, для повышения эфективности образовательного процесса и качества обучения учащихся.

Так, реализация Республиканского инновационного проекта «Внедрение модели информационно-технологического сервиса методической службы учреждения образования» (2010–2013) дала нам возможность с помощью создания сайта учреждения образования и виртуального методического кабинета использовать открытую информационную и образовательную среду, где успешно функционируют сетевые сообщества учреждений-партнеров города. Работа в рамках республиканского инновационного проекта «Внедрение модели воспитания будущего семьянина через взаимодействие семьи, школы, социума» (2008–2010) была направлена на формирование у учащихся качеств будущего семьянина, осмысление школьниками значимости роли отца и матери в воспитании детей, что впоследствии должно помочь нашим выпускникам стать достойными родителями.

В 2014/2015 учебном году школа продолжает работу в инновационном режиме. У нас открылась экспериментальная площадка «Апробация учебных планов для учреждений общего среднего образования в условиях реализации профильного обучения (2014–2016)» – руководитель Г. В. Борисик; завершает работу экспериментальная площадка «Апробация системы информационно-педагогической поддержки формирования профессиональных намерений учащихся, осваивающих образовательную программу среднего образования, во взаимодействии с учреждениями профессионально-технического образования (2012–2015)» – руководитель Е. А. Архипова; начинается реализация республиканского инновационного проекта «Внедрение модели формирования познавательной активности учащихся I ступени общего среднего образования посредством использования проектных задач (2014–2017)» – руководитель О. А. Суворова. Наша школа – участница международного проекта «Диплом немецкого языка I степени в Беларуси», в рамках которого заместитель директора по учебной работе, учитель немецкого языка Т. Г. Райкина изучила онлайн-курс «DSDI», участвовала в образовательной программе «Первый учебный семинар DSDIGOLDBelarus» (февраль 2014) – организатор Центральное управление по делам школьного образования за рубежом.

Сегодня школа является опорной областной площадкой по формированию, изучению и обобщению передового педагогического опыта по темам «Технология обучения чтению младших школьников на основе информационно-ценностного подхода» и «Развитие социокультурной компетентности учащихся при изучении иностранного языка на третьей ступени общего среднего образования». В процессе работы площадок учитель начальных классов И. Н. Стороженко проводит мастер-класс «Информационно-ценностный подход при обучении чтению младших школьников посредством метода звукового ориентира», учитель английского языка О. Ф. Митина руководит творческой группой, работающей в рамках методической темы «Совершенствование преподавания иностранного языка путем методического и дидактического обеспечения развития социокультурной компетенции учащихся».

Воспитывая, растим будущее нашей страны

Школа имеет богатый опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию, который мы систематизировали и представили в методических рекомендациях «Актуальные направления гражданско-патриотического воспитания в деятельности классного руководителя». Основной целью деятельности педагогического коллектива в данном направлении является формирование у учащихся гражданственности – приоритетной ценности, обретение которой позволит детям осознать значимость своей роли в жизни общества.

Совместно с Могилевской городской организацией «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» в школе создан музейный уголок, экспозиция которого является систематизированной панорамой событий Афганской войны. Первичная организация ОО «БРСМ» школы носит имя воина-интернационалиста, человека-легенды Петунина Анатолия Анатольевича.

Благодаря творческому подходу, инициативе, целеустремленности, таланту педагогов и учащихся мы достигли определенных результатов. В городском смотре-конкурсе на лучшую организацию и несение Вахты Памяти среди учреждений общего среднего образования наши ребята на протяжении трех лет награждаются дипломом І степени, а также являются победителями районных, городских и областных этапов республиканского конкурса лидеров детских и молодежных общественных объединений, органов ученического самоуправления «Лидер». На II Республиканском смотре-конкурсе «Лидер года – 2012» мы получили диплом в номинации «Дефиле панорама «Образ лидера». В рейтинговых играх городского турнира команд КВН школьные команды «Мелкие шалости» (диплом 1 степени, Малый кубок) и «Школьный каприз» (диплом 1 степени, Большой кубок) с 2011/2012 по 2013/2014 учебный год удерживали I место, а также заслужили дипломы в номинациях «Самый живой момент игры», «Открытие фестиваля», «Лучший актер фестиваля», «Самая стильная команда»; на фестивале КВН в Минске «Космос наш собирает друзей» получили диплом І степени, диплом за победу в номинации «Лучшая шутка». На областном этапе I Республиканского чемпионата по интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» среди пионерских дружин в 2013/2014 учебном году команда наших ребят была отмечена дипломом III степени. В этом же оду школа удостоена дипломов I и III степени городского конкурса «Неделя науки, техники и производства».

Наша школа – это особый мир, который развивается и совершенствуется с каждым днем. Этот мир создан благодаря четко отлаженной системе работы всего педагогического коллектива школы, а эта система работает для каждого ученика, в ней задействован каждый педагог. Главными же приоритетами деятельности нашего учебного заведения остаются качество и развитие.